Акриловые краски
Акриловые краски были изобретены, как альтернатива масляным. Масляные краски изготавливаются путем перетирки связующего с пигментом. Акриловые же краски делают в емкостях, в водной среде, путем механического перемешивания. Если сравнивать эти процессы, то конечно, у акриловых красок производственный процесс более экономичен, как в затратах на энергию, так и в затратах на сырье. Масляные краски в производстве горючи, так как их связующее - льняное масло, акриловые же нет, так как используется синтетическое связующее. Масляные краски требуют токсичных растворителей при работе с ними, таких как скипидар, керосин. Акриловые краски без запаха и вспомогательные материалы к ним, такие как лак, грунт, также не имеют запаха - в этом их плюс.
Масляные краски известны и используются уже в течение нескольких веков, а их позиция как основной техники живописи в последние годы была поставлена под угрозу со стороны сильного новичка – акриловых красок. В чем причина их популярности? На этот вопрос довольно просто ответить. Масляные краски довольно сложны с точки зрения подготовки и нанесения, в ходе их использования требуется применение различных масел и средств, кроме этого они долго сохнут. У акриловых красок эти неудобства отсутствуют, они разбавляются водой, относительно быстро сохнут и позволяют использовать такую технику, которая невозможна в масляной живописи.
Основой акриловой краски служит дисперсия акриловой смолы, которая представляет собой смесь воды и частично полимеризированной акриловой смолы. Сама по себе она бесцветная, с высокой степенью адгезии к любым нежирным основаниям, достаточно твердая и блестящая. После высыхания воды (при нормальных условиях это происходит относительно быстро, особенно в тонких слоях краски) происходит скрепление отдельных частиц акриловой смолы, и живописное изображение перестает быть разбавляемым или растворяемым водой, подобно масляной живописи. Растворимость в воде существует только при наличии водной дисперсии. Это следует помнить при очистке кистей. Нельзя допустить, чтобы краска на них засохла, потому что потом растворить ее подобно тому, как это делается при помощи разбавителей с масляной краской, невозможно. Следующей добавкой служат пигменты, а с учетом того, что дисперсия очень хорошо смачиваема, можно использовать все виды пигментов, как неорганические, чрезвычайно качественные и стойкие, так и органические. Следующая позиция - наполнители. С их помощью создаются основные механические свойства краски. Дисперсия белая, а после удаления воды она становится прозрачной, это очень выгодно, так как этот процесс оказывает минимальное воздействие на цвет краски. Это принципиально отлично от масляной краски, в которой под влиянием высыхания краски происходит потемнение. В зависимости от состава и вида наполнителя акриловые краски подразделяются на основные краски, которые не содержат наполнитель или содержат его в очень небольшом количестве. Они предназначаются для живописи кистью. Их можно разбавлять водой, однако, следует избегать чрезмерного разбавления, потому что при этом утрачивается свойство адгезии. Поэтому рекомендуется для большего разбавления использовать саму акриловую смолу или другую чистую дисперсию. С большим содержанием наполнителя, которым в большинстве случаев является белый пигмент, можно получить относительно густую краску, которая уже предназначается для нанесения не кистью, но шпателем. Так можно получить рельефное изображение. Следующим возможным наполнителем являются специальные материалы, например, песок, каменная крошка и тому подобное, для получения структурного изображения. Большее содержание акриловой смолы создает блестящую поверхность, большее содержание наполнителя уменьшает блеск и может сделать поверхность почти полностью матовой. Этот недостаток следует компенсировать акриловым блестящим лаком, подобно тому, как это делается у масляных красок. Некоторые художники, однако, этим не пользуются, потому что их устраивает матовая неблестящая поверхность, которая при использовании масляных красок относительно труднодостижима.
В качестве заменителя акриловой смолы иногда используется раствор поливинилацетата (PVAC), который обладает подобными свойствами. Его нельзя дополнять наполнителями без того, чтобы произошло существенное изменение его свойств, а его качество в целом значительно хуже. Это средство дешевле и поэтому используется только у весьма дешевых заменителей, которые не относятся к художественному ассортименту.