Конструкция Стропильной Системы

"Эпоха Возрождения дала миру величайшие купола, но с этого момента большие стили возникали уже не столько благодаря строительным новшествам, сколько в результате изменения самой картины мира"
В эпоху ренессанса и барокко появляются, или массово начинают использоваться (про возрождение ордерной системы уж не говорю): своды на распалубках и зеркальные своды, эллиптические арки, овальная планировка. криволинейные фасады, купола с двойной и тройной оболочкой. Про "изменение картины мира" как основную причину изменений в архитектуре даже комментировать не хочется.
Родословная колонны, путешествия арки, тайная жизнь балок и стропил и другие приключения строительных конструкцийОколо 4000 года до н. э.
Стоечно-балочная система
Дольмен Пулнаброн в Ирландии. 2005 год
© SteveFE/Flickr
Простейшая архитектурная конструкция, известная с эпохи неолита. С древних времен и до наших дней применяется во всех зданиях, перекрытых плоской или двускатной крышей. В прошлом деревянные или каменные балки укладывали на столбы из того же материала — сегодня вместо природного камня используют металл и железобетон.
Около 2500 года до н. э.
Начало оформления колонн
Гробница фараона V династии Сахуры. Реконструкция Людвига Борхардта. 1910 год
© Wikimedia Commons
Древнеегипетские зодчие остались верны стоечно-балочной системе, но придали смысл архитектурным формам. Колонны в их храмах стали изображать пальму, лотос или связку папируса. Эти каменные «заросли» рассказывают о загробном лесе, через который души умерших должны пробраться к новой жизни. Так архитектура стала изобразительным искусством. Позже делать из архитектуры огромную скульптуру стали и в Междуречье. Однако там предпочитали ваять быков, грифонов и других существ животного мира.
Около 700 года до н. э.
Складывание античного ордера
Храм Т в Селинунте. Рисунок Жака Игнаса Гитторфа. 1859 год
© Wikimedia Commons
Греки сделали темой архитектуры как искусства саму архитектуру, точнее, рассказ о работе ее конструкций. С этого момента опоры стоечно-балочной системы не просто украшают здание, но и показывают, что они что-то поддерживают и что им тяжело. Они просят сочувствия зрителей и для убедительности подражают строению и пропорциям человеческой фигуры — мужской, женской или девичьей. Выстроенная строго логично система из поддерживающих и поддерживаемых элементов называется ордером (Ордер — (от лат. ordo) воинский строй, порядок.). Обычно различают три главных ордера — дорический, ионический и коринфский — и два дополнительных — тосканский и композитный. Это момент рождения европейского зодчества.



